
— Согласно статистике Челябинскстата, сокращение индекса производства в машиностроении по различным направлениям составило от 10% до 17% по сравнению с 2013 годом. Какие факторы обусловили ухудшение ситуации в отрасли?
— Машиностроение в регионе действительно падало, хотя объемы падения были незначительными. До четвертого квартала 2014 года в регионе нарастали поставки импортного машиностроительного оборудования, что явилось одной из причин снижения местного производства. Зарубежное оборудование стало наполнять рынок из-за вступления России в ВТО, из-за снижения или обнуления ряда пошлин на импортируемое оборудование.

— Как будет развиваться ситуация в 2015 году?
— По нашим прогнозам, 2015 год для машиностроения станет самым провальным, только в 2016-м возможно его восстановление. Прошлогоднее падение мы оцениваем примерно в 10%, оно было незначительным благодаря большой инерции уже запущенных инвестпроектов. Первый квартал 2015 года мы тоже оцениваем в 10% падения, а в целом за 2015 год прогнозируем спад на 30–40% в сравнении с 2014-м.
— С помощью каких механизмов можно поддержать промышленников?
— Из-за повышения ключевой ставки Центробанка в декабре до 17% годовых (сейчас составляет 15%. — „Ъ”) и из-за сокращения ликвидности во многих банках все текущие сделки по розничному и корпоративному кредитованию с декабря 2014 года практически остановлены. Думаю, что в ЦБ сидят достаточно умные люди, чтобы понять, насколько губительна столь высокая ставка для экономики. Необходимо насытить банковскую систему ликвидностью и снизить ключевую ставку, в таком случае инвестпроекты будут возобновлены. Комитет областного союза промышленников и предпринимателей предлагает региональным властям несколько механизмов поддержки компаний Челябинской области. Например, рассмотреть на региональном уровне вопрос о льготном налогообложении для предприятий, инвестирующих в новые производства. Предлагаем также рассмотреть возможность увеличения при кредитовании объема госгарантий под залог инвестиционных проектов и снижения нагрузки со стороны контролирующих надзорных органов.
— Насколько регион готов к реализации программы импортозамещения?
— В краностроительной отрасли, например, нужно реанимировать производство отечественных электродвигателей, которое, по моему мнению, потеряно на 80%. Необходимо наладить выпуск современных редукторов, необходимых для производства приводов, реанимировать станкостроение. Большой провал в производстве низковольтного оборудования и компонентов для систем управления приводами. Постановление правительства №1224 ("Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств". — „Ъ”), ограничивающее закупку ряда импортных товаров для государственных предприятий, может простимулировать машиностроение.
Источник информации