Объемы промышленного производства в Петербурге падают. Предприятия сокращают сотрудников. Но городские власти демонстрируют оптимизм. Насколько глубок будет промышленный спад и когда он закончится? – спросили мы у доктора экономических наук, президента ОАО "Ленполиграфмаш" Кирилла СОЛОВЕЙЧИКА.
– Промышленное производство в Петербурге продолжило падение и в начале 2015 года. Что будет дальше?
– Статистика фиксирует падение промышленного производства не только в январе 2015 года по отношению к январю 2014-го, но и за 2014-й год по сравнению с 2013-м – в среднем на 9% по всем отраслям.
– То есть все падает уже давно. И что будет дальше?
– Думаю, снижение продолжится, и мы должны адаптироваться к новым экономическим реалиям. Больше всего в настоящее время спад отражается на промышленности, ориентированной на потребительский сектор, поскольку ухудшение общеэкономической ситуации в стране всегда вызывает снижение потребительского спроса. Это не обязательно говорит о том, что у населения стало меньше денег, просто люди откладывают траты на потом, пытаясь сэкономить. В то же самое время некоторые заводы, которые производят электронную технику, рассчитанную на массового потребителя, наоборот, наращивают производство и все увеличивают экспорт в страны СНГ. Значит, есть и положительные моменты – из-за изменения курса валют становится выгоднее производить некоторые товары в России и в Петербурге, в частности.
– А когда падение закончится?
– Трудно сказать, как долго продлится общий спад производства, так как сегодня мы наблюдаем не просто финансовый, экономический или политический, а все кризисы одновременно. Степень их влияния друг на друга достаточно велика и сложно прогнозируема. Как быстро экономика адаптируется, когда начнется стабилизация, а потом и подъем, трудно предсказать. Думаю, еще около года мы будем добиваться только стабилизации ситуации.
– Санкции как на промышленность повлияли?
– Еще до санкций мы видели, что вся мировая экономика находится не в лучшем состоянии, даже у большинства развитых стран наблюдалось сокращение объемов производства.
Для России введение пакетов санкций может быть использовано для развития экономики на долгосрочную перспективу. Необходимость импортозамещения – очень важный момент для промышленности. На протяжении последних 25 лет российская промышленность добивалась позитивного к себе отношения и со стороны государства, и со стороны населения. Сегодня все промышленники приветствуют обширную программу импортозамещения, которая является хорошим шансом для развития. Рынок России и стран СНГ – это большой рынок, который дает возможность существенно расширить производство и вывести его на глобальный технологический уровень.
Но сам процесс импортозамещения – это только первый шаг. Предприятию тяжело быть конкурентоспособным на одном конкретном рынке – города, региона или даже страны. Глобальная конкуренция строится на общемировых рынках, а для этого нужно свою продукцию поставлять во многие страны. Поэтому я бы импортозамещение воспринимал только как трамплин для выхода на международные рынки. Понятно, что это не для всех отраслей возможно, но для потребительского сектора, например, это хороший шанс.
– Однако этот трамплин еще нужно построить. Что должны делать власти, чтобы помочь промышленности?
– Нужно идти шаг за шагом, последовательно, не перескакивая через ступеньки. В первую очередь все решает спрос, под который мы и развиваем наши технологические возможности. Задача госвласти здесь – создать возможность для отечественных предприятий занять существенную долю в выполнении городского и государственного заказа. Вслед за этим необходимо подключение и других мер поддержки: содействие в подготовке кадров, технологическом перевооружении, в повышении эффективности управления производством и так далее.
– Это все в далекой перспективе?
– Какие-то из этих мер уже реализуются, но, на мой взгляд, пока не хватает стройной системы государственной поддержки, начиная с поддержки заказов для наших производителей на этапе городского заказа, программ стимулирования закупки оборудования, подготовки кадров, снятия административных барьеров при исполнении заказов.
– А прямо сейчас что нужно сделать?
– Я бы начал с подбора предприятий, анализа их возможностей для применения в городском хозяйстве. После того как будут выявлены наиболее эффективные предприятия, с одной стороны, и потребности государства – с другой – можно начинать заключение контрактов. А при реализации контрактов необходимы такие меры поддержки, как субсидии на закупку оборудования, субсидии по процентным ставкам по кредитам, по лизинговым платежам при закупке оборудования, субсидирование подключения к электрическим сетям и сетям других монополистов, подготовка кадров, предоставление земельных участков,
– Насколько остро стоит проблема с рабочими кадрами?
– Эта проблема существует давно и только увеличивается в масштабе – людей рабочих специальностей не хватает. Правда, сегодня, когда закупается достаточно высокотехнологичное оборудование, акцент постепенно начинает смещаться в сторону операторов станков, обладающих гораздо более широким кругом компетенций.
Чтобы решить эту проблему, нужно теснее работать в связке с органами государственной власти, и это в первую очередь Комитет по промышленности и инновациям, Комитет по труду и занятости и Комитет по науке и высшей школе. Речь идет о подготовке кадров не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса. И тут существует сложность: любому среднему профессиональному учебному заведению тяжело работать с малым или средним предприятием напрямую, да и количество рабочих мест в каждом из них не так велико. Поэтому необходимо готовить общие заявки, сводить их вместе и предоставлять образовательным учреждениям, в чем и может состоять функция органов госвласти.
Нужно также привлекать молодых людей к освоению инженерных профессий, снимать боязнь перед работой на заводе, которая существует у школьников. Труд на предприятии им представляется как черный, не технологичный, непомерно тяжелый. Молодое поколение должно знать, что предприятия сегодня совсем другие, на некоторых из них проводятся экскурсии и дни открытых дверей, где можно это увидеть. В Ассоциации промышленных предприятий мы когда-то даже рассматривали инициативу снять сериал о жизни и работе на заводе, с ее плюсами и минусами. Такие меры помогли бы поднять престиж профессии.
– А оборонный заказ как влияет на состояние промышленности Петербурга?
– Влияние оборонного заказа на развитие промышленности достаточно велико, особенно для Петербурга. Основу промышленности нашего города составляют оборонные предприятия. Более того, каждое из них, по сути, является и центром разработки – т.е. научно-производственным объединением, которое и разрабатывает продукцию, и производит ее.
Оборонный заказ – это мощнейший инструмент, который до сих пор недооценен. В предыдущий кризис именно оборонная промышленность вытянула экономику города. Сергей Бодрунов, когда был председателем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, делал акцент в антикризисном плане на работу с Министерством обороны, и ему удалось тогда в несколько раз увеличить оборонный заказ Петербурга, тем самым стимулируя развитие и самих предприятий, и социальной сферы.
– Часто говорят о том, что для развития промышленности городу не хватает земельных участков. Нужно это учитывать в Генплане?
– Я бы назвал два пути решения этой проблемы. В долгосрочной перспективе действительно нужно развивать и прописывать в Генеральном плане производственные зоны. В краткосрочной же перспективе нужно использовать возможности крупных предприятий для развития на их базе индустриальных парков. У нас есть инженерно подготовленные площади, частично невостребованные, но достаточные для развития десятков малых предприятия. Примеры использования этих ресурсов уже есть: "Кировский завод", "Светлана", "Звезда" развивают на своей основе промышленные парки.
– Какие у Петербурга перспективы на российском и мировом рынках?
– Во-первых, у нас есть компании, которые уже являются лидерами мирового масштаба – такие как "Силовые машины" в энергомашиностроении. Во-вторых, есть судостроение, фармацевтика, автопром – сферы, которые для малого и среднего бизнеса могут быть источником больших высокотехнологичных заказов.
Предприятия по станкостроению, к сожалению, работают на остаточных мощностях. Станкостроение – одна наиболее важных областей для развития промышленности в целом, неумение создать для себя орудие производства недостойно любой технологической державы. Поэтому, в частности, в СССР станкостроению уделялось большое внимание. При этом станкостроение – самая уязвимая отрасль. Как только падает промышленное производство, падает спрос на оборудование, и станкостроение оказывается один на один с кризисом. У нас уже есть государственная программа по развитию станкостроения, но, увы, предприятия Петербурга в ней представлены мало.
– Есть мнение, что нашей экономике необходим переход от рыночной к плановой системе – полностью или частично.
– Никто еще не доказал правильность того или иного пути. В ходе разработки собственной промышленной политики многие государства прошли большой эволюционный путь, постоянно выбирая между двумя позициями. С одной стороны – полный либерализм: "рыночная экономика все отрегулирует". С другой – полностью административная государственная система управления экономикой. В итоге все пришли к выводу, что нет смысла впадать в крайности, нужен компромисс. Госуправление необходимо для ограниченной части отраслей, но и элемент рыночной экономики должен обязательно присутствовать, так как только в условиях тотальной конкуренции могут выигрывать предприятия с творческой и предпринимательской инициативой, с грамотными и профессиональными людьми в коллективах.
– Промышленное производство в Петербурге продолжило падение и в начале 2015 года. Что будет дальше?
– Статистика фиксирует падение промышленного производства не только в январе 2015 года по отношению к январю 2014-го, но и за 2014-й год по сравнению с 2013-м – в среднем на 9% по всем отраслям.
– То есть все падает уже давно. И что будет дальше?
– Думаю, снижение продолжится, и мы должны адаптироваться к новым экономическим реалиям. Больше всего в настоящее время спад отражается на промышленности, ориентированной на потребительский сектор, поскольку ухудшение общеэкономической ситуации в стране всегда вызывает снижение потребительского спроса. Это не обязательно говорит о том, что у населения стало меньше денег, просто люди откладывают траты на потом, пытаясь сэкономить. В то же самое время некоторые заводы, которые производят электронную технику, рассчитанную на массового потребителя, наоборот, наращивают производство и все увеличивают экспорт в страны СНГ. Значит, есть и положительные моменты – из-за изменения курса валют становится выгоднее производить некоторые товары в России и в Петербурге, в частности.
– А когда падение закончится?
– Трудно сказать, как долго продлится общий спад производства, так как сегодня мы наблюдаем не просто финансовый, экономический или политический, а все кризисы одновременно. Степень их влияния друг на друга достаточно велика и сложно прогнозируема. Как быстро экономика адаптируется, когда начнется стабилизация, а потом и подъем, трудно предсказать. Думаю, еще около года мы будем добиваться только стабилизации ситуации.
– Санкции как на промышленность повлияли?
– Еще до санкций мы видели, что вся мировая экономика находится не в лучшем состоянии, даже у большинства развитых стран наблюдалось сокращение объемов производства.
Для России введение пакетов санкций может быть использовано для развития экономики на долгосрочную перспективу. Необходимость импортозамещения – очень важный момент для промышленности. На протяжении последних 25 лет российская промышленность добивалась позитивного к себе отношения и со стороны государства, и со стороны населения. Сегодня все промышленники приветствуют обширную программу импортозамещения, которая является хорошим шансом для развития. Рынок России и стран СНГ – это большой рынок, который дает возможность существенно расширить производство и вывести его на глобальный технологический уровень.
Но сам процесс импортозамещения – это только первый шаг. Предприятию тяжело быть конкурентоспособным на одном конкретном рынке – города, региона или даже страны. Глобальная конкуренция строится на общемировых рынках, а для этого нужно свою продукцию поставлять во многие страны. Поэтому я бы импортозамещение воспринимал только как трамплин для выхода на международные рынки. Понятно, что это не для всех отраслей возможно, но для потребительского сектора, например, это хороший шанс.
– Однако этот трамплин еще нужно построить. Что должны делать власти, чтобы помочь промышленности?
– Нужно идти шаг за шагом, последовательно, не перескакивая через ступеньки. В первую очередь все решает спрос, под который мы и развиваем наши технологические возможности. Задача госвласти здесь – создать возможность для отечественных предприятий занять существенную долю в выполнении городского и государственного заказа. Вслед за этим необходимо подключение и других мер поддержки: содействие в подготовке кадров, технологическом перевооружении, в повышении эффективности управления производством и так далее.
– Это все в далекой перспективе?
– Какие-то из этих мер уже реализуются, но, на мой взгляд, пока не хватает стройной системы государственной поддержки, начиная с поддержки заказов для наших производителей на этапе городского заказа, программ стимулирования закупки оборудования, подготовки кадров, снятия административных барьеров при исполнении заказов.
– А прямо сейчас что нужно сделать?
– Я бы начал с подбора предприятий, анализа их возможностей для применения в городском хозяйстве. После того как будут выявлены наиболее эффективные предприятия, с одной стороны, и потребности государства – с другой – можно начинать заключение контрактов. А при реализации контрактов необходимы такие меры поддержки, как субсидии на закупку оборудования, субсидии по процентным ставкам по кредитам, по лизинговым платежам при закупке оборудования, субсидирование подключения к электрическим сетям и сетям других монополистов, подготовка кадров, предоставление земельных участков,
– Насколько остро стоит проблема с рабочими кадрами?
– Эта проблема существует давно и только увеличивается в масштабе – людей рабочих специальностей не хватает. Правда, сегодня, когда закупается достаточно высокотехнологичное оборудование, акцент постепенно начинает смещаться в сторону операторов станков, обладающих гораздо более широким кругом компетенций.
Чтобы решить эту проблему, нужно теснее работать в связке с органами государственной власти, и это в первую очередь Комитет по промышленности и инновациям, Комитет по труду и занятости и Комитет по науке и высшей школе. Речь идет о подготовке кадров не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса. И тут существует сложность: любому среднему профессиональному учебному заведению тяжело работать с малым или средним предприятием напрямую, да и количество рабочих мест в каждом из них не так велико. Поэтому необходимо готовить общие заявки, сводить их вместе и предоставлять образовательным учреждениям, в чем и может состоять функция органов госвласти.
Нужно также привлекать молодых людей к освоению инженерных профессий, снимать боязнь перед работой на заводе, которая существует у школьников. Труд на предприятии им представляется как черный, не технологичный, непомерно тяжелый. Молодое поколение должно знать, что предприятия сегодня совсем другие, на некоторых из них проводятся экскурсии и дни открытых дверей, где можно это увидеть. В Ассоциации промышленных предприятий мы когда-то даже рассматривали инициативу снять сериал о жизни и работе на заводе, с ее плюсами и минусами. Такие меры помогли бы поднять престиж профессии.
– А оборонный заказ как влияет на состояние промышленности Петербурга?
– Влияние оборонного заказа на развитие промышленности достаточно велико, особенно для Петербурга. Основу промышленности нашего города составляют оборонные предприятия. Более того, каждое из них, по сути, является и центром разработки – т.е. научно-производственным объединением, которое и разрабатывает продукцию, и производит ее.
Оборонный заказ – это мощнейший инструмент, который до сих пор недооценен. В предыдущий кризис именно оборонная промышленность вытянула экономику города. Сергей Бодрунов, когда был председателем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, делал акцент в антикризисном плане на работу с Министерством обороны, и ему удалось тогда в несколько раз увеличить оборонный заказ Петербурга, тем самым стимулируя развитие и самих предприятий, и социальной сферы.
– Часто говорят о том, что для развития промышленности городу не хватает земельных участков. Нужно это учитывать в Генплане?
– Я бы назвал два пути решения этой проблемы. В долгосрочной перспективе действительно нужно развивать и прописывать в Генеральном плане производственные зоны. В краткосрочной же перспективе нужно использовать возможности крупных предприятий для развития на их базе индустриальных парков. У нас есть инженерно подготовленные площади, частично невостребованные, но достаточные для развития десятков малых предприятия. Примеры использования этих ресурсов уже есть: "Кировский завод", "Светлана", "Звезда" развивают на своей основе промышленные парки.
– Какие у Петербурга перспективы на российском и мировом рынках?
– Во-первых, у нас есть компании, которые уже являются лидерами мирового масштаба – такие как "Силовые машины" в энергомашиностроении. Во-вторых, есть судостроение, фармацевтика, автопром – сферы, которые для малого и среднего бизнеса могут быть источником больших высокотехнологичных заказов.
Предприятия по станкостроению, к сожалению, работают на остаточных мощностях. Станкостроение – одна наиболее важных областей для развития промышленности в целом, неумение создать для себя орудие производства недостойно любой технологической державы. Поэтому, в частности, в СССР станкостроению уделялось большое внимание. При этом станкостроение – самая уязвимая отрасль. Как только падает промышленное производство, падает спрос на оборудование, и станкостроение оказывается один на один с кризисом. У нас уже есть государственная программа по развитию станкостроения, но, увы, предприятия Петербурга в ней представлены мало.
– Есть мнение, что нашей экономике необходим переход от рыночной к плановой системе – полностью или частично.
– Никто еще не доказал правильность того или иного пути. В ходе разработки собственной промышленной политики многие государства прошли большой эволюционный путь, постоянно выбирая между двумя позициями. С одной стороны – полный либерализм: "рыночная экономика все отрегулирует". С другой – полностью административная государственная система управления экономикой. В итоге все пришли к выводу, что нет смысла впадать в крайности, нужен компромисс. Госуправление необходимо для ограниченной части отраслей, но и элемент рыночной экономики должен обязательно присутствовать, так как только в условиях тотальной конкуренции могут выигрывать предприятия с творческой и предпринимательской инициативой, с грамотными и профессиональными людьми в коллективах.
Источник информации