О. Базер (Ворлдскиллс Россия) о том, как предприятия используют демонстрационный экзамен для решения кадровых вопросов

Заместитель генерального директора АНО "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Олег Базер рассказал о том, как предприятия используют демонстрационный экзамен по стандартам Агентства Ворлдскиллс Россия для решения кадровых вопросов.

- Как предприятия используют демонстрационный экзамен по стандартам Агентства Ворлдскиллс Россия для решения кадровых вопросов?

- Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки профессиональных навыков, разработанный Агентством Ворлдскиллс Россия, впервые стал применяться в нашей стране с 2017 года и уже успел зарекомендовать себя как среди работодателей, так и среди выпускников. Сегодня демонстрационный экзамен проводится в колледжах, вузах и на предприятиях и предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий и определение уровня знаний, умений и навыков экзаменуемых. Об эффективности демонстрационного экзамена как инструмента оценивания квалификации выпускников – потенциальных работников - и текущих сотрудников мы поговорили с заместителем генерального директора АНО "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Олегом Базером.

− Олег Эдуардович, что способствовало разработке инструмента демонстрационного экзамена? На что он направлен?

– Демонстрационный экзамен разработало АНО "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" в соответствии с национальным проектом "Образование" в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы". Появление этого инструмента связано с тем, что выпускной экзамен для студентов системы среднего профессионального образования, по сути, был формальным. Защищая диплом, выпускники демонстрировали в основном теоретические знания. При этом экзамен отличался в зависимости от региона страны и образовательной организации. Не было универсального инструмента оценки. Поэтому в 2017 году мы пришли к той форме, которая есть сейчас: экзаменационные площадки, оборудование, единые стандарты системы оценки и экспертное сообщество. На экзаменационной площадке по каждой компетенции моделируются реальные условия производственной и трудовой деятельности, а оценка выполняется независимыми экспертами, что дает полную объективность системы. В первую очередь данный метод позволяет сравнить результаты экзаменов по одной и той же компетенции вне зависимости от того, где проводилась оценка. Вторая важная цель – это скилл-паспорт, универсальный документ, который получает экзаменуемый по итогам проверки. Он в полной мере отражает уровень владения навыками, показанными в ходе демонстрационного экзамена. Причем сам по себе скиллс-паспорт – это лишь малая часть данных. И образовательные организации, и потенциальные работодатели, и сам экзаменуемый имеют возможность доступа к максимально широкой аналитике по продемонстрированным навыкам, которая представлена на специальной цифровой платформе.

– Как предприятия принимают участие в развитии и реализации демонстрационного экзамена? Как применяют этот инструмент в своей производственной деятельности?

– У компаний есть несколько путей и возможностей участия в демэкзамене. Прежде всего представители компаний проходят обучение в Академии Ворлдскиллс Россия для того, чтобы стать экспертами с правом оценки демэкзамена. Большинство сертифицированных экспертов являются сотрудниками компаний – производителей современного оборудования, которое они применяют в производственном процессе. Это наиболее активная и квалифицированная часть нашего экспертного сообщества.

Такие эксперты могут с самого начала участвовать в разработке комплекта оценочной документации, тех подходов и требований, которые предъявляются к сдающим демэкзамен.

Другая возможность демэкзамена – оценка действующих сотрудников предприятий как в ходе коротких образовательных программ по повышению квалификации или переподготовке, так и в ходе аттестационных мероприятий, которые проводятся на рабочих местах. Это очень удобный инструмент оценки, в нем может быть задействовано максимальное количество экспертов – также сотрудников предприятий. Эксперт проводит оценку на основе своего опыта и знаний стандартов Агентства Ворлдскиллс Россия, а практико-ориентированная методика проведения экзамена позволяет ему глубоко погрузиться в рабочий процесс.

− Как предприятия оценивают эффективность демэкзамена? Какие преимущества дает этот инструмент в случае подбора персонала из выпускников колледжей и в случае оценки сотрудников компаний?

− Отвечая на этот вопрос, хочу еще раз подчеркнуть преимущества скиллс-паспорта, который человек получает по итогам прохождения демонстрационного экзамена. Скиллс-паспорт отражает действительный уровень владения тем или иным навыком. При этом перечень навыков, показанных во время демэкзамена, может быть достаточно широким, содержать большое количество модулей экзамена в зависимости от того, какой вариант выбирался при сдаче. Еще до собеседования можно понять, подходит ли кандидат на открытую вакансию, и соответствует ли он специфике производства. Таким образом, скиллс-паспорт позволяет отсеять неподходящих кандидатов или переориентировать их на другие вакансии. Для проверки навыков сотрудников, которые уже трудятся на предприятии, демэкзамен может быть адаптирован к тем требованиям, которые выдвигает компания. Работники могут либо подтвердить уровень, достаточный для работы на конкретном месте, либо показать, какого уровня они достигли по программам переподготовки. Также во время внутренней проверки сотрудников есть возможность проведения оценки, которая показывает, может ли сотрудник перемещаться на другое рабочее место.

У нас есть практика взаимодействия как с крупными, так и с небольшими компаниями. Например, ГК "Росатом" активно использует возможности демонстрационного экзамена, в том числе путем проведения коротких проверочных работ. В ООО УК "Зеленая долина" рассматривают демэкзамен в качестве уникальной возможности со студенческой скамьи отсматривать и отбирать сотрудников, которые в будущем станут частью команды. На сегодняшний момент в компании работают шесть сотрудников, которые являются экспертами в демонстрационном экзамене по компетенциям "Ветеринария" и "Агрономия". Также планируется аккредитовать в Агентстве Ворлдскиллс Россия еще 5 экспертов по компетенции "Эксплуатация сельскохозяйственной техники".

В ООО "Аяк – регионы" применяют демонстрационный экзамен не только в работе со студентами. Этот инструмент эффективен и для переобучения действующих специалистов, давно работающих в отрасли. Несмотря на большой опыт, сотрудникам часто не хватает базовых навыков, знания базовых методик, умения правильно организовать свою работу – всего того, что студенты получают на учебной скамье и в рамках подготовки в демэкзамену.

– Какова динамика развития и масштабирования демонстрационного экзамена начиная с 2017 года?

– В 2017 году мы впервые запустили пилот демонстрационного экзамена. Тогда он проходил по 73 компетенциям, в нем участвовало почти 14 тысяч экзаменуемых. Прошло всего несколько лет, но сравнение динамики роста количественных показателей демэкзамена между 2021 годом и планами на 2022 год вдохновляет. В прошлом году через демэкзамен в рамках итоговой и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования прошли 200 тысяч человек - выпускников и учащихся колледжей и техникумов. А с учетом экзаменуемых в рамках вузовских программ, итоговых программ переподготовки, повышения квалификации, которые проводит Академия Ворлдскиллс Россия – 330 тысяч обучающихся. В 2022 году только в системе среднего профессионального образования запланировано около 300 тысяч сдающих в колледжах и техникумах. С учетом коротких программ количество сдавших демэкзамен может приблизиться к 400–450 тысячам человек. Об этом мы сможем узнать к концу года, но в любом случае масштаб впечатляет. Стоит отметить, что почти 70 тысяч человек – представители экспертного сообщества: сотрудники предприятий, мастера производственного обучения и педагоги среднего профессионального и высшего образования, которые принимают участие в подготовке, проведении и оценке демэкзамена. Это огромная армия экспертов, которая транслирует стандарты Агентства Ворлдскиллс Россия в своей практике во всех 85 субъектах страны.

– Какую обратную связь вы получаете от компаний? Повлиял ли демонстрационный экзамен на подготовку кадров, подбор персонала, повышение квалификации кадров?

– Для того, чтобы демэкзамен сохранял свою актуальность, мы поддерживаем постоянную связь с работодателями. Каждый год к старту учебного года и периода промежуточных аттестаций мы обновляем документацию для того, чтобы у образовательных организаций было понимание, по каким стандартам и заданиям они будут оценивать студентов. Мы взаимодействуем с предприятиями, чтобы требования и критерии, которые закладываются в основу оценочной документации, полностью соответствовали ситуации на рынке труда. Это касается и оборудования, и расходных материалов.

– В каких основных отраслях наиболее востребована практика демонстрационного экзамена?

– Достаточно сложно отметить одну отрасль, поскольку перечень компетенций, по которым проводится демэкзамен, охватывает уже практически все сферы деятельности. В перспективе мы планируем, что все специальности в рамках системы среднего профессионального образования, по которым ведется подготовка кадров, оценивались с помощью демонстрационного экзамена.

Наиболее плотное взаимодействие по проекту демонстрационного экзамена у Агентства ведется с атомной, энергетической, авиастроительной, строительной отраслями, а также со сферой услуг. Динамика роста популярности новой формы экзаменации обучающихся очевидна: в 2019 году демонстрационный экзамен сдали 42 125 выпускников образовательных организаций СПО, в 2020 году – 66 365 человек, а в 2021 общая численность сдавших демэкзамен составила уже 200 248. Эти цифры в очередной раз доказывают, что демонстрационный экзамен является эффективным инструментом отбора и определения мотивации потенциального работника.
Источник информации
Пресс-служба Worldskills Russia
Опубликовано 30.05.2022