В России будет свой "автомобильный центр"

Ирина Мандрик


Иностранные автоконцерны предпочитают строить заводы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Шведский автоконцерн Scania заявил о своем желании построить в Ломоносовском районе Ленинградской области не только завод по сборке автобусов (соглашение об этом было достигнуто около года назад), но и завод по сборке грузовых автомобилей. Об этом RBC daily сообщили в среду в комитете экономического развития администрации Ленобласти. Scania – не первый иностранный автоконцерн, который выбрал Ленинградскую область для строительства своих заводов на территории России. Этот регион, равно как и Санкт-Петербург, постепенно превращается в отечественное подобие Детройта, где сосредоточены основные производства американского автопрома. Руководители иностранных концернов объясняют это удачным географическим расположением Санкт-Петербурга и Ленинградской области, благодаря которому упрощается доставка комплектующих на их заводы, а также относительно низкими расходами на оплату труда местных рабочих. Со своей стороны аналитики добавляют, что не меньшее влияние на выбор инвесторов оказывает тот факт, что власти обоих субъектов Федерации создают для западных компаний благоприятные условия для работы, а также то, что Питер, являясь вторым по величине рынком России, находится неподалеку от первого – Москвы. 

В среду стало известно, что кроме завода по производству автобусов шведский автоконцерн Scania хотел бы разместить в Ломоносовском районе Ленинградской области завод по сборке грузовых автомобилей. Как сообщил RBC daily пресс-секретарь Комитета экономического развития Ленинградской области Александр Бутенин, переговоры по поводу строительства в Ломоносовском районе автобусного производства ведутся в течение последнего года. "В настоящее время идут консультации по поводу земельных участков под предполагаемое строительство", – пояснил он. По словам Александра Бутенина, шведы пока что не называют объемы предполагаемых инвестиций. Как сообщил генеральный директор российского представительства шведского концерна, ООО "Scania-Россия", Пер Густав Нильсен, возведение автобусного завода планируется начать в 2007 г. Его мощности позволят выпускать до 600 автобусов в год, однако на первоначальном этапе с конвейера предприятия ежегодно будет сходить 400 автобусов трех основных моделей семейства Omni: Link – городские, City – городские и пригородные, и Line – междугородние. Продажи на местном рынке, по оценке специалистов компании, должны составить 60% от общего объема выпускаемой продукции. Оставшиеся 40% автобусов предполагается продавать в страны Европы.

Кроме того, как сообщил пресс-секретарь Комитета экономического развития Ленинградской области, на днях представители Scania заявили, что концерн был бы не прочь открыть в Ломоносовском районе завод по сборке грузовиков. В настоящее время специалисты Scania изучают возможность его строительства. Кстати, по предварительным оценкам, производственная мощность предприятия может составить до 10 тыс. автомобилей в год. Напомним, что на Северо-Западе России, а именно в Санкт-Петербурге, уже работает один автобусный завод Scania-Питер. В его строительство шведский концерн инвестировал порядка 7,5 млн. долл. Мощности завода рассчитаны на производство 450 автобусов в год. В 2005 г., по данным коммерческого директора ООО "Scania-Россия" Александра Чурсина, в Питере будет выпущено 250 "шведских" автобусов.

Шведская Scania – не единственный иностранный автоконцерн, заинтересованный в открытии своего производства в Ленинградской области. Александр Бутенин напомнил, что во Всеволожском районе уже построен завод Ford (он рассчитан на выпуск 60 тыс. машин модели Ford Focus ежегодно), а в Тосно – завод Caterpillar по производству дорожной техники. "Свой завод в области намеревался открыть и Volkswagen, однако условия, которые предложили немецкие инвесторы, оказались невыгодны региону и им отказали", – рассказал пресс-секретарь Комитета экономического развития области. Единственным конкурентом Ленинградской области по количеству автозаводов, построенных иностранными компаниями, является Санкт-Петербург. Так, японцы планируют в ближайшее время построить на территории города завод Toyota (к концу 2007 г. он должен выпускать по 20 тыс. машин модели Camry в год). Следующим иностранным автоконцерном на берегах Невы должен стать DaimlerChrysler. Переговоры с ним уже ведутся. Впрочем, как сообщил RBC daily Александр Бутенин, "руководство этой компании еще не сделало окончательный выбор между Питером и Ленинградской областью, вопрос решается". Так что не исключено, что Mercedes будут выпускать в одном из пригородов Петербурга.

Сами инвесторы называют несколько причин популярности Санкт-Петербурга и Ленинградской области у иностранных автопроизводителей. Например, по словам представителя Toyota Томоаки Нишитани, японская компания предпочла Санкт-Петербург Москве и Нижнему Новгороду во многом из-за того, что город имеет выход к Балтийскому морю, это удобно для доставки на завод импортных комплектующих. Свою роль в выборе места под производство Toyota, по словам японского бизнесмена, сыграл и тот факт, что Санкт-Петербург расположен неподалеку от стран Евросоюза, что, при условии снижения тарифных ставок, может способствовать росту экспорта машин за границу России. Для Ford немаловажным фактором при выборе места под строительство завода стало то, что в Ленинградской области и Санкт-Петербурге готовят высококвалифицированных рабочих, при этом расходы на оплату их труда составляют только треть от аналогичных расходов в Германии.

При выборе места под производство для иностранных инвесторов немаловажным является и отношение руководства регионов. "В отличие от многих других региональных властей, власти Петербурга и Ленинградской области создают инвесторам благоприятные условия для работы", – уверен начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга" Виктор Пашков. – Насколько мне известно, местные власти за свой счет создают необходимую инфраструктуру, что, на самом деле, бывает крайне редко".

По мнению начальника аналитического отдела ФК "УРАЛСИБ" Вячеслава Смольянинова, располагая свои заводы в Питере и Ленинградской области, иностранные автопроизводители не упускают из поля зрения и то, что эти регионы находятся поблизости от Москвы – крупнейшего рынка России. Впрочем, питерский рынок сам по себе может вызывать их интерес, так как является вторым по величине в нашей стране. При этом количество россиян, приобретающих автомобили в личное пользование, растет из года в год. В недавнем докладе аудиторской компании PricewaterhouseCoopers приводились такие цифры: в первой половине 2005 г. в Россию было ввезено 225 тыс. новых иномарок, в то время как за весь 2004 год было ввезено только 280 тыс. машин. Только Ford планирует продать в 2005 г. 60 тыс. машин, 25 тыс. из которых будут сделаны в России. Их общую стоимость компания оценивает в 1 млрд. долл. Toyota в этом году уже продала более 30 тыс. автомобилей (для сравнения – в 2000 г. японцы смогли реализовать в нашей стране только 1400 машин). Большие объемы продаж в России имеют также корейские автопроизводители – Daewoo и Hyundai.

Источник информации
Опубликовано 22.07.2005