Иркутский авиазавод переходит на гражданское самолетостроение

Корпорация ИркутВ ближайшее время Иркутский авиазавод ждут глобальные изменения — переход на гражданское самолетостроение. По планам Объединенной авиастроительной корпорации, к 2025 году объем производства самолетов МС-21 на ИАЗе должен составить до 90 процентов всей выпускаемой продукции завода. Под эти цели авиационное предприятия ждут серьезные внутренние и внешние перемены.

Кардинальный разворот

Похоже, что военная специфика Иркутского авиационного завода уходит в прошлое. Завод с момента основания в 1934 году специализировался на выпуске боевых самолетов — от бомбардировщиков Ил-4 в годы Великой Отечественной до СУ-30 в различных комплектациях в наши дни.

ИАЗ

Именно производство "СУшек", а позже и учебно-тренировочных Як-130 спасли важное для города и отрасли авиапредприятие в сложные кризисные 90-е годы и непростые "нулевые". Но сейчас очевидно, что большие надежды руководства предприятия возлагаются на новый пассажирский лайнер МС-21.

Разработчики самолета, чиновники и авиастроители ИАЗа неоднократно отмечали, что этот самолет — чисто российская разработка, а не проект, доставшийся в наследство от Советского Союза. Но главное — эксперты высоко оценивают рыночную конкурентоспособность самолета. Так, представитель ОАК Олег Севрюков прямо называет МС-21 прямым конкурентом аналогичных по комплектации и вместимости самолетов таких авиагигантов, как Boeing и Airbus.

— Перед Иркутским авиационном заводом, а это на сегодняшний день по праву одно из лучших предприятий отрасли, стоят достаточно амбициозные задачи на ближайшие пять—десять лет, — подчеркивает Олег Севрюков. — Они связаны в первую очередь с увеличением объемов производства. К 2025 году мы должны увеличить объем выпуска в три раза. И решение этой задачи требует определенных подходов к организации производства и перехода на новую индустриальную модель.

Олег Севрюков также отмечает, что Иркутский авиазавод как сборочная площадка для МС-21 выбран неслучайно. В первую очередь — это крепкая научная и образовательная база.

ИАЗ

Цех окончательной сборки ИАЗ. Фото с сайта www.irkut.com

— Размещение производства перспективного гражданского самолета в Иркутске — это такая нетривиальная задача и нетривиальные решения, — рассказывает Олег Севрюков. — Потому что есть заводы в рамках объединенной авиастроительной корпорации — в Воронежской, Ульяновской областях, в Казани — где исторически занимались гражданским авиастроением. Но как раз одной из главных причин размещения производства в Иркутске — это тот образовательный и инженерный потенциал, который здесь накоплен.

Кроме того, есть политическая воля на своевременный ввод производственной линии по производству МС-21. Недавно авиазавод посетил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он пояснил, что перспективный лайнер в основном будет производиться за счет российских комплектующих.

— Программа производства МС-21 в целом реализуется по графику, — поясняет министр. — У нас была определенная проблема в этом году в части отказа поставки композитных материалов из США. Мы нашли замену и, начиная со следующего года, у нас уже будут собственные материалы, чтобы обеспечить всю технологическую составляющую.

Нельзя забывать и то, что на будущий самолет имеется внушительный пакет уже оплаченных контрактов. 50 самолетов приобретает авиализинговая компания "Ильюшин Финанс Ко", еще 50 лайнеров в двух комплектациях покупает "Аэрофлот" и 30 — "ВЭБ Лизинг". С ними заключены предоплаченные контракты со сроками поставок в 2017—2022 годах. Всего же на российском рынке запрос на МС-21 оценивается в 160 самолетов.

Словом, есть все предпосылки для того, чтобы наладить производство в озвученные сроки. И тем более — выйти на озвученные проектные показатели производства самолетов: к 2018 году до 60—70 самолетов. Но чтобы сказка стала былью, придется кардинально изменить систему производства на ИАЗе, что признают сами участники проекта МС-21.

Комплексная перестройка

Создание нового производства — очень сложный и кропотливый процесс. Поэтому для закрепления изменений и распределения полномочий по будущему проекту подписано пятистороннее соглашение между правительством Иркутской области, представителями ОАО "Федеральный центр проектного финансирования" (ФЦПФ, дочернее предприятие Внешэкономбанка), ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" и Иркутского государственного технического университета. Разворот производства произойдет через создание машиностроительного кластера на базе авиазавода.

За термином "кластер" скрываются принципиально новые подходы к разделению труда и поставкам комплектующих для сборки МС-21, а также внешнему доступу к этому производству. Технологическая цепочка будет строиться на новой бизнес-модели, предполагающей вовлечение на взаимовыгодной основе новых участников, в том числе частных малых и средних компаний в промышленную кооперацию ИАЗа. Подобной бизнес-открытости у такого режимного оборонного предприятия, как Иркутский авиазавод, не было никогда.

Но не менее важная цель будущего кластера на иркутском авиазаводе — это объединение ранее распавшихся элементов авиастроительной отрасли — от системы подготовки кадров и площадки для разработки и внедрения практических инноваций до восстановления связей между смежными поставщиками узлов и агрегатов внутри страны.

ИАЗ

Пассажирский салон самолета МС-21. Фото с сайта www.irkut.com


Пятистороннее соглашение закрепляет и роли подписантов в становлении и развитии проекта. Так, ФЦПФ займется организационными и финансовыми вопросами проекта МС-21. В рамках новой индустриальной модели на территории ИАЗа будет работать индустриальный парк, создается инжиниринговый центр, центр испытаний и сертификации, а также центр субконтрактации (промышленного аутсорсинга).

В свою очередь, "Объединенная авиастроительная корпорация" и "Корпорация „Иркут“" займутся перестройкой производства. Исполнительный вице-президент ОАО "Корпорация „Иркут“" Василий Прутковский пояснил, что перед запуском сборки МС-21 следует скорректировать весь производственный цикл авиапредприятия.

— К 2025 году компания будет выпускать на 90 процентов гражданскую авиационную технику — средне- и ближнемагистральные самолеты семейства МС-21, — отмечает представитель ИАЗа. — И останется в качестве второго вида производства, но уже не главного, производство военной авиационной техники. Это принципиально другие технологии, принципиально другая кооперация, принципиально другие покупатели, принципиально другой уровень сервиса по сравнению с тем, что мы имеем сейчас.

Поставкой кадров для будущего производства по соглашению займется Иркутский государственный технический университет. Ректор ИрГТУ Александр Афанасьев уверил, что проблем в этом плане быть не должно — вуз без малого полвека ежегодно выпускает десятки рабочих и инженеров, идущих на авиазавод. Поэтому ИАЗ всегда был, есть и будет приоритетным партнером университета. И вуз готов поддержать предприятие и в новом проекте по созданию МС-21.

— Исторически, мы каждый год около сотни наших выпускников отправляем в стены иркутского авиационного завода, — отмечает Александр Афанасьев. — И здесь не только авиационная специализация, но и другие специальности по сопровождению производства. Эта историческая связка развивается и уже перешла на качественно новый уровень.

Однако на этот раз кадровый запрос для ИАЗа под новое производство значительно выше. Василий Прутковский назвал нужды завода в инженерах с современной авиастроительной компетенцией примерно в 12 тысяч человек. Именно столько в перспективе понадобится специалистов для развертывания на заводе гражданского самолетостроения.

По планам участников проекта, к 2025 году Иркутский авиазавод будет производить до 90 единиц авиатехники, в том числе еще востребованных на военном рынке учебно-боевых самолетов Як-130. В этом процессе корпорациям "Иркут" и ОАК окажут поддержку как государственные структуры, так и будущие частные инвесторы. Если масштабные планы авиастроителей реализуются, то Иркутск вполне можем стать одним из крупнейших центров авиастроения не только в России, но в мировом масштабе.

Справка

МС-21 — семейство пассажирских самолетов нового поколения. ОАО "Корпорация "Иркут" в качестве головного исполнителя реализует программу создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов МС-21, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).
Источник информации
Компании
Опубликовано 27.11.2014