Наш собеседник – глава Комитета Госдумы РФ по обороне, командующий Черноморским флотом в 1998–2002 годах адмирал Владимир КОМОЕДОВ.
На днях Владимир Комоедов встретился в Севастополе с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами ВМФ. Депутат вручил фронтовикам 50 медалей "70 лет Великой Победы", а также медали "За возвращение Крыма".
– Владимир Петрович, расскажите, пожалуйста, о планах обновления Черноморского флота, это интересует не только ветеранов-черноморцев…
– Да, это актуальный вопрос, ведь самый старый из наших флотов, к сожалению, Черноморский. Конечно, чем-то здесь даже можно гордиться. Здесь, скажем, летает самолёт Бе-12, который больше нигде уже не поднимается в воздух, здесь имеются большие противолодочные корабли проекта 1134, которых больше нет ни у кого. Всё работает, выполняет задачи. Говорят, старый конь борозды не испортит… Но море – это стихия, с ним надо обращаться на Вы, быть настороже и чем старше корабли, тем это сложнее.
В настоящее время предприятия ОПК Крыма загружены в среднем на треть, заказчики изучают мощности крымских предприятий для размещения заказов
В настоящее время проходят этап государственных испытаний две новейшие дизель-электрические подводные лодки из шести новых субмарин, предназначенных для Черноморского флота, спускаются на воду и строятся новые фрегаты. Новые надводные корабли очень серьёзно оснащены, да и выглядят внушительно, в том числе из-за использования в конструкции "стелс"-технологий.
Но есть и проблемы – импортозамещение. Украина в настоящее время тоже оказалась "по ту сторону барьера" в этом отношении. Сейчас этот вопрос решён, мы от Украины уже не зависим по всем поставкам. Однако от ряда стран НАТО определённая зависимость пока сохраняется.
– Если в этой связи вспомнить большие десантные вертолётоносцы типа "Мистраль", которые строились во Франции для российского ВМФ…
– Лично я не считаю необходимым приобретение "Мистралей" для нашего флота. "Консервная банка" вертолётоносцев, по моему мнению, не имеет перспектив в выполнении каких-либо значимых задач. Вот и ветераны-черноморцы, военнослужащие с богатым флотским опытом, также выразили согласие с этим мнением.
Даже в прежнее время у нас были корабли лучше, например большие десантные корабли проекта 1174 "Носорог". Они могли себя самостоятельно защитить, являлись кораблями-доками, в доковую камеру которых мы брали корабли на воздушной подушке, на борту была авиагруппа.
– Как в настоящее время решается вопрос использования предприятий ОПК, расположенных в Крыму и Севастополе, для обеспечения интересов Черноморского флота?
– Если взять весь куст судостроительных и судоремонтных предприятий Крыма и Севастополя, то может получиться очень мощный комплекс, в случае если эти предприятия будут сформированы в единую систему. Я поставил задачу на разработку концепции, чтобы объединить если не по управлению, то хотя бы по заказам 13-й и 91-й судоремонтные заводы, Севастопольский радиозавод, ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения, "Севморзавод", "Муссон" и другие.
Починить гражданское судно – не проблема. А вот отремонтировать военный корабль так просто уже не получится. Тут и различные системы вооружения, и системы обнаружения, связи. В итоге – множество подрядчиков и субподрядчиков, разбросанных по всей стране. Я помню, как всё складывалось, когда мы вводили в строй крейсер "Москва". Двигатели мы поменяли, крейсер был на ходу, но этого ведь мало – он должен быть боевым кораблем, а не просто иметь возможность прогуляться в море. Для этого был необходим комплексный ремонт, который провести здесь, в Севастополе, мы не могли. Новая концепция развития предприятий ОПК должна позволять проводить здесь, на месте, полноценный ремонт кораблей.
– Какие сложности могут возникнуть на пути именно такого развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Крыма?
– Одним из препятствий для объединения предприятий ОПК видятся разные формы собственности. Это предполагает, в свою очередь, и разницу в схемах финансирования, получения и выполнения заказов и так далее. "Севморзавод" был частным предприятием, теперь он национализирован. Однако способен ли завод функционировать так, как он функционировал когда-то? Нет, кадры отсутствуют, мощности тоже. Без северного дока завод, как инвалид. А там, у этой части предприятия, другая форма собственности, другой владелец. То есть единым завод пока не получается…
Но, как убеждает жизнь, неразрешимых проблем нет. Особенно если все, кто с ними столкнулся, исходят из интересов общества и государства.
На днях Владимир Комоедов встретился в Севастополе с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами ВМФ. Депутат вручил фронтовикам 50 медалей "70 лет Великой Победы", а также медали "За возвращение Крыма".
– Владимир Петрович, расскажите, пожалуйста, о планах обновления Черноморского флота, это интересует не только ветеранов-черноморцев…
– Да, это актуальный вопрос, ведь самый старый из наших флотов, к сожалению, Черноморский. Конечно, чем-то здесь даже можно гордиться. Здесь, скажем, летает самолёт Бе-12, который больше нигде уже не поднимается в воздух, здесь имеются большие противолодочные корабли проекта 1134, которых больше нет ни у кого. Всё работает, выполняет задачи. Говорят, старый конь борозды не испортит… Но море – это стихия, с ним надо обращаться на Вы, быть настороже и чем старше корабли, тем это сложнее.
В настоящее время предприятия ОПК Крыма загружены в среднем на треть, заказчики изучают мощности крымских предприятий для размещения заказов
В настоящее время проходят этап государственных испытаний две новейшие дизель-электрические подводные лодки из шести новых субмарин, предназначенных для Черноморского флота, спускаются на воду и строятся новые фрегаты. Новые надводные корабли очень серьёзно оснащены, да и выглядят внушительно, в том числе из-за использования в конструкции "стелс"-технологий.
Но есть и проблемы – импортозамещение. Украина в настоящее время тоже оказалась "по ту сторону барьера" в этом отношении. Сейчас этот вопрос решён, мы от Украины уже не зависим по всем поставкам. Однако от ряда стран НАТО определённая зависимость пока сохраняется.
– Если в этой связи вспомнить большие десантные вертолётоносцы типа "Мистраль", которые строились во Франции для российского ВМФ…
– Лично я не считаю необходимым приобретение "Мистралей" для нашего флота. "Консервная банка" вертолётоносцев, по моему мнению, не имеет перспектив в выполнении каких-либо значимых задач. Вот и ветераны-черноморцы, военнослужащие с богатым флотским опытом, также выразили согласие с этим мнением.
Даже в прежнее время у нас были корабли лучше, например большие десантные корабли проекта 1174 "Носорог". Они могли себя самостоятельно защитить, являлись кораблями-доками, в доковую камеру которых мы брали корабли на воздушной подушке, на борту была авиагруппа.
– Как в настоящее время решается вопрос использования предприятий ОПК, расположенных в Крыму и Севастополе, для обеспечения интересов Черноморского флота?
– Если взять весь куст судостроительных и судоремонтных предприятий Крыма и Севастополя, то может получиться очень мощный комплекс, в случае если эти предприятия будут сформированы в единую систему. Я поставил задачу на разработку концепции, чтобы объединить если не по управлению, то хотя бы по заказам 13-й и 91-й судоремонтные заводы, Севастопольский радиозавод, ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения, "Севморзавод", "Муссон" и другие.
Починить гражданское судно – не проблема. А вот отремонтировать военный корабль так просто уже не получится. Тут и различные системы вооружения, и системы обнаружения, связи. В итоге – множество подрядчиков и субподрядчиков, разбросанных по всей стране. Я помню, как всё складывалось, когда мы вводили в строй крейсер "Москва". Двигатели мы поменяли, крейсер был на ходу, но этого ведь мало – он должен быть боевым кораблем, а не просто иметь возможность прогуляться в море. Для этого был необходим комплексный ремонт, который провести здесь, в Севастополе, мы не могли. Новая концепция развития предприятий ОПК должна позволять проводить здесь, на месте, полноценный ремонт кораблей.
– Какие сложности могут возникнуть на пути именно такого развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Крыма?
– Одним из препятствий для объединения предприятий ОПК видятся разные формы собственности. Это предполагает, в свою очередь, и разницу в схемах финансирования, получения и выполнения заказов и так далее. "Севморзавод" был частным предприятием, теперь он национализирован. Однако способен ли завод функционировать так, как он функционировал когда-то? Нет, кадры отсутствуют, мощности тоже. Без северного дока завод, как инвалид. А там, у этой части предприятия, другая форма собственности, другой владелец. То есть единым завод пока не получается…
Но, как убеждает жизнь, неразрешимых проблем нет. Особенно если все, кто с ними столкнулся, исходят из интересов общества и государства.
Источник информации
Отрасли