Рейтинг технологических компаний России

Космические ракеты и спутники, истребители и атомные электростанции, стрелковое оружие и собственный интернет-поисковик — все эти очень разные технологии были и остаются предметом национальной гордости и важной, хотя и сравнительно небольшой, статьей российского экспорта.

Все они производятся компаниями, которые используют прикладную науку для решения разных проблем, требуют от своих сотрудников схожих навыков и в целом сравнимы между собой. Одного этого достаточно, чтобы можно было ставить рядом русские технологические компании вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности. Результатом такого исследования стал первый рейтинг технологических компаний РБК.

Для рейтинга РБК отобраны компании, которые производят и продают собственные технологии, и эта деятельность приносит им большую часть выручки. Поэтому в список не попали, например, крупные интернет-ретейлеры, которые формируют оборот за счет высокотехнологической перепродажи товаров, произведенных на стороне. В рейтинг не вошли крупные системные интеграторы, потому что в их продажах большую часть составляют вычислительные системы и программы, созданные на стороне — в IBM, Oracle или SAP. Не вошли и мобильные операторы, хотя крупные производители сетевого оборудования, если бы они существовали в России, безусловно, заняли бы место в списке.

Определение, которым пользовались в работе над рейтингом: технологические компании разрабатывают и производят сложные механизмы, электронику, медицинские препараты или программный код, и эта деятельность приносит им по меньшей мере половину выручки. Таких предприятий — с выручкой больше 10 млрд в год (2013 год) — в России насчитывается чуть больше ста, если учитывать отдельные субъекты, а не целые холдинги вроде Объединенной авиастроительной корпорации или "Алмаз-Антея".

50 самых успешных из них — в рейтинге РБК. Первые три места в нем заняли "Компания "Сухой", "Яндекс" и Mail.ru Group. Но состав первой тройки не дает полного представления обо всех участниках — читайте и смотрите новый рейтинг "50 крупнейших технологических компаний России".

Две трети российских спутников делает одна компания — "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" (ИСС). За десять лет она нарастила производство спутников в несколько раз, выручку — на порядок. ИСС обеспечены государственным заказом на десятилетие вперед. Но зависимость от высокотехнологического импорта и бюджетных средств делают компанию уязвимой: на мировом рынке спутников связи ИСС далеко не самый успешный игрок. Для этой статьи журнал РБК отправился в закрытый город Железногорск — подробнее в материале "Опытные аппаратчики".

"В сознании многих директоров предприятий "1С" и бухгалтерия — устойчивое словосочетание, подобное "слава КПСС", — улыбается основатель и директор компании "1С" Борис Нуралиев. Действительно, в России сложно найти предприятие или компанию, где не установлен хотя бы один продукт "1С". Компания Нуралиева смогла оставить позади почти всех конкурентов: не поддается лишь немецкая SAP. Но, похоже, в этой борьбе у "1С" может появиться козырный туз, который компании готовы дать российские чиновники, — читайте материал "Шанс на победу".

Отечественное вино поставило абсолютный рекорд: три из четырех бутылок, купленных россиянами в первом квартале 2015 года, были выпущены на российских предприятиях. Заграничное вино за последние полгода, по оценкам участников алкогольного рынка, подорожало в среднем на 40–50%. Отечественное, хоть и сильно зависимое от импортных составляющих, — только на 10–30%. Смогут ли российские виноделы закрепить небывалый успех? С этим и многими другими вопросами журнал РБК поехал в главный винодельческий регион России, на Кубань, — ответы читайте в материале "Правила роста".

Об этом и многом другом — в свежем номере журнала РБК, который поступил в продажу 28 мая.
Источник информации
Опубликовано 29.05.2015