Машиностроение ожидаемо снижает производство

РИА-РЕЙТИНГ В 2015 году динамика производства в машиностроительном комплексе России резко ухудшилась. Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в январе-марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 10.3%. Это худший показатель со времен последнего кризиса, но справедливости ради отметим, что в 2009 году ситуация развивалась по более жесткому для отрасли сценарию. Так, в январе-марте 2009 года спад производства в машиностроительном комплексе составлял более 30% в годовом сравнении.

Текущий спад производства в машиностроении был изначально прогнозируем, так как эта отрасль наиболее чувствительна к колебаниям инвестиционного климата. Вернее, она не всегда быстро откликается на положительные изменения инвестиционной активности, но почти всегда отвечает резким спадом на снижение инвестиций. Исходя из этой логики, спада производства в машиностроении следовало ожидать еще в прошлом году, но 2014 год отрасль закончила с плюсом, что для многих стало неожиданностью.

Оборонка на этот раз не помогла

В прошлом году рост производства в машиностроении, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, составил 2.6%. При этом в десяти из двенадцати машиностроительных подотраслях производство тогда снизилось, причем довольно сильно, а суммарный рост был обеспечен усилиями лишь двух подотраслей – "производством судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств", а также "производством электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи". В обоих случаях положительная динамика была обусловлена активным выполнением оборонного заказа.

Однако в текущем году обе эти подотрасли демонстрируют спад. В первой снижение производства в январе-марте составило в годовом сравнении 13.5%, во второй — 10%. По мнению экспертов РИА Рейтинг, спад в этих подотраслях можно объяснить двумя причинами. Во-первых, бюрократической инерционностью выполнения оборонного заказа. Как правило, финансирование заказа и работы по его выполнению ускоряются от начала к концу года. Второй причиной можно считать долгосрочный цикл производства некоторых видов военной техники, например, судостроительной продукции.

Учитывая тот факт, что оборонзаказ в текущем году должен быть выполнен в объеме, как минимум, не меньшем, чем в прошлом году, эксперты РИА Рейтинг предполагают, что динамика в этих подотраслях в дальнейшем улучшится, темпы спада будет замедляться, но повторить положительный результат прошлого года вряд ли удастся по причине сильного спада производства гражданской продукции — прежде всего, железнодорожной техники.

Импортозамещение действительно работает

В связи с девальвацией рубля и международными санкциями возникли надежды на замещение некоторых видов импортного оборудования отечественными аналогами, но мало кто ожидал, что развитие этого процесса будет происходить быстро. Зачастую отечественных аналогов просто не существует, а организация их производства требует больших временных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Тем не менее, шанс отвоевать у импорта хотя бы часть рынка появилась у целого ряда российских предприятий. И некоторые из них этим шансом воспользовались. Во всяком случае, статистика об этом свидетельствует.

Прежде всего, отметим, что спад производства в первом квартале 2015 года в машиностроении был хотя и масштабным, но не всеобщим. В некоторых подотраслях производство выросло, причем в тех из них, которые выпускают продукцию инвестиционного назначения. Так, рост производства механического оборудования составил 3.8%, производства станков — 26.6% (!). Конечно, результат одного квартала не показателен и не исключено, что рост был вызван выполнением разовых контрактов, а в дальнейшем динамика будет ухудшаться. Однако база для ожиданий создана. В случае сохранения положительного результата во втором квартале, уже можно будет говорить о складывающейся тенденции.

Также заслуживающим внимания фактом является рост производства отечественных марок легковых автомобилей в I квартале на 3.3%, о чем свидетельствуют данные "АСМ-Холдинга". В конце прошлого года, когда президент "АВТОВАЗа" Бу Андерссон пообещал, что по итогам 2015 года рост производства компании составит около 20%, его слова многие восприняли с крайним скепсисом, так как ситуация на автомобильном рынке тогда, как впрочем и сейчас, была очень сложной. Однако результаты I квартала свидетельствуют, что этот прогноз может быть выполнен — пусть не полностью, но даже рост на несколько процентов можно будет считать успехом.

Тем не менее, эксперты РИА Рейтинг полагают, что переоценивать фактор импортозамещения не следует. Во-первых, как уже говорилось выше, масштабное вытеснение импортной продукции отечественными аналогами — процесс не одномоментный в силу малой подвижности и большой капиталоемкости отрасли. Во-вторых, в последнее десятилетие в стране создано много сборочных предприятий, которые производят свою продукцию из импортных комплектующих. Для них девальвация рубля стала скорее бедой, чем благом, а их доля в отрасли уже достаточно весома, чтобы испортить суммарную статистику. Именно поэтому рост выпуска отечественных марок легковых автомобилей не позволил избежать глубокого спада в российском автомобилестроении в I квартале текущего года.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, в целом по итогам 2015 года спад производства в машиностроительном секторе составит не менее 5%. Причем такой результат возможен, если в оставшиеся месяцы года произойдет дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики Центробанка РФ и при этом не случится очередного шокового ухудшения макроэкономической ситуации, чего исключать нельзя.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в I квартале 2015 года, а также прогноз на весь 2015 год приведены в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2015 года", подготовленном экспертами Рейтингового агентства "РИА Рейтинг".
Источник информации
Опубликовано 29.06.2015