Банки, партнеры, государственные органы не имеют возможности контролировать деятельность любого субъекта хозяйствования. Они являются пользователями отчетности, которая может содержать неактуальные или искаженные данные. Для подтверждения правильности информации, проверки соблюдения организацией бухгалтерского, трудового, налогового законодательства проводят аудиторскую проверку (АП). Она позволяет выявить потенциал, скрытые резервы, а также ошибки и злоупотребления. Инициатором ее проведения может быть руководство компании или государство. АП проводят независимые специалисты, которые внесены в Реестр аудиторов РФ. Процедура проводится, согласно нормативно-правовым актам РФ и международным. По окончании подготавливается отчет, в нем указываются выявленные нарушения и даются советы по исправлению ситуации.
Порядок проведения
Предприятие выбирает компанию, которая будет проводить проверку, и подписывает с ней договор. Это является подготовительным этапом к АП.
Проверяющие прибудут в оговоренное время. Длительность проверки зависит от масштабов бизнеса, объема проверяемых документов.
Как показывает опыт, аудиторская проверка может проводиться:
- в офисе компании-заказчика – необходимо предоставить проверяющим рабочее место и обеспечить доступ к документам;
- в офисе аудитора – необходимо подготовить документы для проверки и передать их по описи аудитору.
В целях экономии времени лучше запросить у аудиторов перечень документов, которые необходимы для проверки. Это позволит бухгалтерии оперативно их подготовить, а если необходимо – сделать запрос в архив. Специалистам IT-службы нужно обеспечить доступ к электронной базе данных или подготовить ее электронную копию для аудиторов.
Правильно будет выделить сотрудника, ответственного за работу с аудиторами, это позволит обеспечить более качественную коммуникацию.
Что является объектом АП?
Для проведения проверки аудиторы запрашивают различные документы:
- договора;
- накладные;
- счета-фактуры;
- акты сверки;
- таможенную документацию;
- кадровые документы;
- учетную политику;
- другие документы.
Изучаются корректность ведения бухучета, проводится инвентаризация, определяется правильность начисления налогов, платежей в фонды, анализируются расчеты с партнерами, кредитные операции. Анализу подлежит налоговая, бухгалтерская документация. Определяются риски, возникающие при валютных операциях и работе с персоналом, как указано тут.
Окончание АП
После окончания аудита готовится отчет об упущениях, выявленных в ходе проверки, даются советы по исправлению ситуации. Готовится аудиторское заключение (АЗ) – официальный документ, который оформляется в соответствии с аудиторскими стандартами. В нем содержится мнение аудитора о состоянии дел на предприятии, его бухгалтерском, налоговом учете. АЗ показывает достоверность отражения информации о финансовых результатах, движении денежных средств, состоянии имущества за отчетный период.
В документе может содержаться мнение аудитора:
- положительное (информация достоверна);
- отрицательное (информация недостоверна).
Если выявлены упущения, может быть оговорка – указана причина или указаны конкретные недостоверные показатели.
В редких случаях аудитор дает АЗ без выражения собственного мнения. Это случается в ситуациях, когда он не может дать объективное заключение из-за отсутствия информации, документов, которые не были предоставлены по вине заказчика.
АЗ визируется аудиторской компанией и подшивается к отчетности компании. Оно является официальным документом, который предоставляется инвесторам, партнерам, банку или государственным органам, если на предприятии обязательное проведение аудита.
Источник: https://kskgroup.ru/
Порядок проведения
Предприятие выбирает компанию, которая будет проводить проверку, и подписывает с ней договор. Это является подготовительным этапом к АП.
Проверяющие прибудут в оговоренное время. Длительность проверки зависит от масштабов бизнеса, объема проверяемых документов.
Как показывает опыт, аудиторская проверка может проводиться:
- в офисе компании-заказчика – необходимо предоставить проверяющим рабочее место и обеспечить доступ к документам;
- в офисе аудитора – необходимо подготовить документы для проверки и передать их по описи аудитору.
В целях экономии времени лучше запросить у аудиторов перечень документов, которые необходимы для проверки. Это позволит бухгалтерии оперативно их подготовить, а если необходимо – сделать запрос в архив. Специалистам IT-службы нужно обеспечить доступ к электронной базе данных или подготовить ее электронную копию для аудиторов.
Правильно будет выделить сотрудника, ответственного за работу с аудиторами, это позволит обеспечить более качественную коммуникацию.
Что является объектом АП?
Для проведения проверки аудиторы запрашивают различные документы:
- договора;
- накладные;
- счета-фактуры;
- акты сверки;
- таможенную документацию;
- кадровые документы;
- учетную политику;
- другие документы.
Изучаются корректность ведения бухучета, проводится инвентаризация, определяется правильность начисления налогов, платежей в фонды, анализируются расчеты с партнерами, кредитные операции. Анализу подлежит налоговая, бухгалтерская документация. Определяются риски, возникающие при валютных операциях и работе с персоналом, как указано тут.
Окончание АП
После окончания аудита готовится отчет об упущениях, выявленных в ходе проверки, даются советы по исправлению ситуации. Готовится аудиторское заключение (АЗ) – официальный документ, который оформляется в соответствии с аудиторскими стандартами. В нем содержится мнение аудитора о состоянии дел на предприятии, его бухгалтерском, налоговом учете. АЗ показывает достоверность отражения информации о финансовых результатах, движении денежных средств, состоянии имущества за отчетный период.
В документе может содержаться мнение аудитора:
- положительное (информация достоверна);
- отрицательное (информация недостоверна).
Если выявлены упущения, может быть оговорка – указана причина или указаны конкретные недостоверные показатели.
В редких случаях аудитор дает АЗ без выражения собственного мнения. Это случается в ситуациях, когда он не может дать объективное заключение из-за отсутствия информации, документов, которые не были предоставлены по вине заказчика.
АЗ визируется аудиторской компанией и подшивается к отчетности компании. Оно является официальным документом, который предоставляется инвесторам, партнерам, банку или государственным органам, если на предприятии обязательное проведение аудита.
Источник: https://kskgroup.ru/