Модернизация уличного освещения через энергосервисный контракт

Опубликовано 22.02.2022
Источник информации
Пресс-служба ПАО "Европейская Электротехника"
Илья Каленков, генеральный директор ПАО "Европейская Электротехника"

Проблема износа и старения городской инфраструктуры электроосвещения является одним из серьезнейших рисков для бесперебойной и надежной работы электросетевого комплекса РФ. Большинство объектов не обновлялись с советских времен. И эта проблема признается на самом высоком уровне. Проект Министерства энергетики по развитию энергетической стратегии на период до 2035 года определяет основным внутренним вызовом ТЭК России именно необходимость его глубокой и всесторонней модернизации и преодоления износа инфраструктуры.

При этом существующие бюджетные средства чаще всего идут на строительство новых объектов инфраструктуры. А реконструкции проводятся, как правило, по остаточному принципу. Но и этот подход требует огромных денежных вливаний. Для решения данной проблемы привлекаются частные инвестиции. Но применялся такой механизм достаточно редко, ведь бюджетные организации не привыкли задумываться об экономии поставляемых ресурсов. Однако необходимость модернизации инфраструктуры в соответствии с энергетической стратегией, создание правовой платформы и несомненные плюсы энергосервисного контракта сдвинули ситуацию с мертвой точки.

Идея энергосервисного контракта состоит в следующем. Есть государственное образование (муниципальное и т.д.), за которым закреплена система электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения или котельная, которые потребляют определенные ресурсы, т.е. какое-то количество киловатт электроэнергии или тонн топлива и т.д. В соответствии с требованиями федерального закона эти системы должны быть эффективны. Большинство старого оборудования таковым не является. Денег, как правило, на модернизацию, замену оборудования не хватает. Здесь на помощь и приходит энергосервисный контракт.

Выглядит это примерно так: например, в городе N система освещения включает в себя 10 тысяч световых приборов. Это, кстати, не очень большой город, примерно похожий на Вологду. Эти светильники были установлены в разные годы и, скорее всего, используют неэкономичные газоразрядные лампы. Первое, что делают для определения показателей энергосервисного контракта, проводят аудит существующей системы энергоосвещения. По результатам этого аудита составляют заключение о количестве светильников, величине потребляемой ими энергии, состоянии внешних сетей и приборов учета. Эти параметры являются отправными для заключения контракта. Примерный расчет экономии от замены светильников на светодиодные, допустим, за 7 лет составит 100 рублей. Фактически эти 100 рублей являются предметом энергосервисного контракта. В соответствии с ФЗ-44 объявляется конкурс на энергосервисный контракт. При этом исполнитель должен сделать следующее: за свой счет заменить все светильники в городе на энергосберегающие, причем так, чтобы параметры освещения соответствовали текущим нормам. Второе – он должен за свой счет установить приборы учета, которые бы однозначно показывали эту самую экономию электроэнергии. Далее на протяжении, например, 7 лет, он должен обслуживать замененные светильники.

Преимущества ЭСК в данном случае очевидны. Фактически у муниципального органа появляется возможность, не привлекая бюджетные средства, не вдаваясь в сложные схемы согласования государственных бюджетов, модернизировать инфраструктуру города. По истечении ЭСК все оборудование переходит в собственность муниципального органа, который в дальнейшем обслуживает и эксплуатирует это оборудование самостоятельно. При этом в ЭСК обязательно прописывается, что срок службы оборудования должен составлять не менее 15 лет, т.е. как минимум 2 срока ЭСК.

Выгода от заключения энергосервисного контракта очевидна для всех его сторон. Заказчик, не тратя ни копейки, получает качественное оборудование, которое позволяет экономить ресурсы. А исполнитель возвращает затраченные средства за счет ощутимой экономии энергоресурсов. Между тем, такая экономия может составлять значительные суммы, учитывая , что потребление ресурсов сокращается до 30% по тепловой энергии и до 70% по освещению.

Безусловно, энергосервисные контракты будут особенно выгодны для тех регионов, в которых доля транспортной составляющей в отдельных тарифах на тепловую энергию может достигать 60% всех затрат из-за сложной транспортной схемы завоза топливно-энергетических ресурсов. Например, заключение энергосервисных контрактов в Арктической зоне РФ позволит снизить затраты регионов на завоз топлива, а также поможет сдержать рост тарифов на теплоснабжение.

Подводные камни ЭСК

Обычно конкурсы на ЭСК длятся годами, т.к. 44-ФЗ само по себе не очень быстрое действо, государственные органы и эти все жернова скрипят очень медленно. Второй минус - это низкое качество оборудования, которое нередко поставляет исполнитель. Поэтому тут вопрос в том, что нужно очень вдумчиво анализировать, что же все-таки предлагается по ЭСК. К сожалению, в большинстве случаев у чиновников такой компетенции нет, поэтому заключается все по минимальной цене, а дальше уже исполнитель выполняет контракт, как хочет. И это основная проблема. В нашей стране очень небольшой выбор исполнителей и выбирать особо не из кого.

И вместе с тем, несмотря на ряд минусов, энергосервисный контракт - это отличный механизм, который позволяет сделать наши города светлее, оборудование более энергоэффективным, эксплуатацию более надежной.