Рост мировых цен на уголь тормозит поставки строительных материалов в России

ИПЕМ По данным Института проблем естественных монополий, за период июль-октябрь 2021 года железная дорога потеряла более 3 млн тонн строительных грузов, в первую очередь щебня. Часть щебня была перевезена альтернативными видами транспорта, но часть груза, необходимого строительному комплексу, осталась невывезенной. О причинах, последствиях и необходимых мерах на XII ежегодной конференции "Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг" рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Форсирование строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань и решение о продлении ее до Екатеринбурга с требованием завершить проект за три года спровоцировало ажиотажный спрос на отгрузки щебня для его реализации, начавшийся с мая этого года. Одновременно из-за роста цен на мировом рынке угля увеличивались его отправки на экспорт. По данным ИПЕМ, в мае 2021 года на 18% выросла погрузка угля на железной дороге по сравнению с маем 2020 года, и более 50 тыс. полувагонов ушло под его перевозку.

Повышенный спрос на перевозки одновременно со стороны угля и строительных грузов вызвал резкий рост ставок предоставления вагонов, но спрос на вагоны не падал, а дефицит сохранялся. Частично был ограничен прием грузов к перевозке, что было связано в том числе с летними путевыми работами.

"Часть щебня была перевезена альтернативными видами транспорта, например, внутренним водным транспортом и автотранспортом. Однако часть груза, необходимого строительному комплексу, осталась невывезенной, — рассказал Владимир Савчук. — Не было выполнено более 40 тыс. вагоноотправок. В этой связи на сегодняшний день наблюдается дефицит щебня, который оказывает негативное влияние на строительные работы и реализацию автодорожных проектов".

По мнению ИПЕМ, проблему могло бы решить более раннее планирование поставок, зимний завоз щебня в январе-феврале и заключение долгосрочных контрактов на перевозку строительных материалов для стратегических инфраструктурных проектов. Это позволило бы в значительной мере ослабить влияние на строительную отрасль колебаний спроса на перевозки других грузов по железной дороге.
Источник информации
Пресс-служба ИПЕМ
Компании
Опубликовано 21.10.2021